?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Киев, Украина Previous Previous Next Next
Бакуриани: красивенная узкоколейка и потомки полтавских козаков - Картинки — ЖЖ
biotin
biotin
Бакуриани: красивенная узкоколейка и потомки полтавских козаков


В 13:00 (и в 6 (или 7?) утра) из Боржоми идет состав по узкоколейке в Бакуриани. По медленности он делает обычную электричку в 100 раз. 30 км он проходит за 2,5 часа:). Зато он состоит из двух вагончиков и едет по таким красивым местам, что экономить на нем время было бы просто глупо: ущелья, пробитая в камне дорога, мосты, лес и глухие села.

В любое время года и по любой погоде, оказавшимся в Боржоми, я рекоммендую сделать поездку по узкоколейке в Бакуриани.
сначала данные по узкоколейке отсюда

Строительство узкоколейной железной дороги Боржом (Боржоми) — Бакуриани началось в 1898 году. Сквозное рабочее движение от Боржоми до Бакуриани было открыто в октябре 1901 года, в январе 1902 года железная дорога была введена в постоянную эксплуатацию.

Ширина колеи, скорее всего, изначально составляла 914 мм, позднее — 900 мм.

Боржомская узкоколейка являлась одним из сложнейших по условиям строительства участков железнодорожного пути в Российской Империи. На участке Боржоми — Цагвери железная дорога была проложена вдоль горной реки, на участке Цагвери — Бакуриани представляет собой «серпантин», «взбирающийся» по склонам гор.

В 1960-х годах рассматривались планы реконструкции узкоколейной железной дороги на широкую колею (1520 мм). Но строительство железной дороги широкой колеи по направлению этой узкоколейной железной дороги едва ли может быть технически осуществимым. По меньшей мере, это потребовало бы коренной реконструкции трассы узкоколейной железной дороги, и, соответственно — неоправданно высоких затрат.

Рассматривались и планы реконструкции узкоколейной железной дороги на стандартную узкую колею (750 мм), но они также не были реализованы.

В 1967 году узкоколейная железная дорога была электрифицирована (постоянный ток, 1,5 кВ). Скорее всего, на электротягу были переведены одновременно все перегоны (возможно, кроме ведомственной ветки Сакочави — Бакурианский Андезит). На узкоколейную железную дорогу поступили электровозы ЧС11, произведённые в Чехословакии. Все паровозы через некоторое время были списаны, один паровоз был установлен в качестве памятника на станции Боржоми.

Согласно расписанию на 1981-1982 год, на линии Боржоми — Бакуриани в ежедневном обращении находились три пары пригородных поездов.


Такси от парка до жд вокзала стоило 3 лари. В здании вокзала - рынок, где можно купить покушать в дорогу. В привокзальной столовке жуткого вида нам приготовили чудесно вкусные кебаб и хачапури.


что хорошо в экскурсии по узкоколейке - красота восприятия не зависит от походы. Сидишь в тепле, жуешь кебаб, ежишься глядя на дождь.


Всего в поезде было 2 вагона: получше и похуже, но, говорят, что когда есть туристы прицепляют дополнительные вагоны. Цена билета 1 или 2 лари, в зависимости от типа вагона.



с нами в вагоне ехала компания работников жд.


час пути мы ехали снаружи и фотографировали (между вагонами), но, видимо, слишком сильно высовывались, т.к. нас попросили не выходить из вагона в целях безопасности.



дальше, пожалуй, просто виды без описания. Мне кажется, можно 2 часа между вагонами ехать и скучно не станет. То обрыв подходит к самой колее, то речка горная, ветки деревьев вагоны задевают, села вокруг странные, коровы скачут задорные и облака ползают по земле - очень замечательное место для созерцания.



















вид на пассажиров другого вагона
















Прибыли в Бакуриани в 15:30, а в 17:00 можно спуститься на обратной маршрутке (за 40 минут) в Боржоми.





В начале мая в Бакуриани на вершинах лежит снег, зябко, а дороги - сплошное грязевое месиво. Посмотрев на этот замерший горнолыжный курорт мы направились прямиком в гастроном - отовариваться согревающим душу напитком. Продавец магазина оказался историческим украинцем с характерной фамилией Устименко и 100% кавказским лицом. Узнав, что мы приехали с его исторической родины он сделал нам круговую экскурсию по Бакуриани, предварительно договорившись с маршруточником, чтобы тот не уезджал без нас, напоил коньяком
и рассказал историю о том, как украинцы Бакуриани основали.

Память у меня дырявая, а потому вместо краткого и путанного пересказа я приведу чуть более расширенные, зато противоречивые сведения из инета:

1. "...По приказу Наместника Царя на Кавказе князя Воронцова в 1853 году из Полтавской и Черниговской Губернии было переселено 200 семей 1800 украинских казаков в Боржомское ущелье Грузии, которое являлось казённым имением Романовых. Многих поселили в Бакуриани на высоте 2200 м. от уровня моря. Из поднятых нами документов Наместника Царя открылось, что только за первый год от тяжёлых условий, голода и болезней погибло 150 украинцев, многие из которых были похоронены на основанном казаками в Бакуриани украинском кладбище. С начала 19 столетия до сегодняшнего дня потомки первых казаков переселенцев, фамилии которых Бандур, Гавва, Устименко, Мартыненко, Нагога, Шавкань, Шевченко и др. создали места компактного проживания в сёлах Бакуриани, Цеми, Ацкури и др. Боржомского и Ахалцихского района, в которых на сегодня проживает более трёх тысяч потомков полтавских казаков..."

http://www.armworld.ru/forum/viewtopic.php?t=900

2. "...Рабочие и крестьяне Боржомского ущелья сочувствовали трудящимся России и выступали с протестами, направленными против царизма. Испуганный Воронцов не доверял местному населению и решил переселить из Полтавской губернии 200 семейств. Свой замысел он привел в исполнение и в 1853 г. в деревнях Даба, Цагвери, Бакуриани, Тори поселил 200 украинских семей. Но русский царизм получил обратное явление. Вывезенные обманом из Украины переселенцы, не оказались преданными русскому самодержавию, наоборот они сдружились с местными революционерами - рабочими и крестьянами. К Романовым они относились враждебно. Незначительная часть переселенцев обосновалась в ущелье и вместе с местным грузинским населением воевали с бесчисленными врагами.
Во всех этих начинаниях царской власти принимали активное участие украинцы из Бакуриани и других сёл Боржомского района. Они заготавливали строительный лесо-матерьял, принимали участие в самом строительстве, обеспечивали продуктовыми припасами строителей и охроняющих дворцы царских солдат. Но всему этому предшествовал трудный период в жизни переселенцев. Дикая местность, не пригодная для жилья без долгой предварительной подготовки, суровый климат, при котором заниматся земледелием было крайне трудно, а садоводством почти невозможно, все эти обстоятельства делали крайне трудным проживание в этих местах переселенцев. Первыми представителями украинцев, возродивших заброшенный посёлок Бакуриани, были братья Алексей и Елисей Бандуры, а так же представители таких фамилий, как Чубко, Нагога, Устименко, Шавкань, Гавва и т.д. ..."



Наш импровизированный экскурсовод рассказывал, что все украинские семьи стараются сохранить в доме хотя бы одну рубленную стену. Дома с такими стенами они строили еще в 19 веке. А самые старые могилы на Бакурианском кладбище - с украинскими фамилиями. Кстати, если сходить на "одноклассники" можно найти много украинских фамилий в Бакуриани.



Ну а вот и сам горнолыжный курорт






Анекдот привезенный из Бакуриани про про хитрых Сванов:

Когда в Сванетии было воровство в маршрутки милиционер корит воришку: "Как не стыдно у своих воровать!?", а тот ему и отвечает: "Слушай! В этой маршрутке негры не ездят. У кого воровать?"

Жаль, все-таки, что мы так и не попали в Сванетию. Красиво там до безумия - прийдется еще раз ехать.

Из Боржоми проходящую маршрутку на Ахалцихе следует ловить по этим заметным домом, она идет около 18:00. Мы поехали на попутке по 3 лари с носа.

Метки:

47 комментариев or Оставить комментарий
Comments
lekso79 From: lekso79 Date: Январь, 22, 2010 19:39 (UTC) (Ссылка)
а это не кукушка?
ekser From: ekser Date: Январь, 22, 2010 20:11 (UTC) (Ссылка)
она самая)))
mamaich From: mamaich Date: Январь, 22, 2010 20:31 (UTC) (Ссылка)
Хочу в Грузию. Точнее, мечтаю о поездке. Пост - только усиливает желание. Спасибо Вам за отличный материал!
biotin From: biotin Date: Январь, 22, 2010 20:37 (UTC) (Ссылка)
Спасибо, постараюсь продолжать
dwertys From: dwertys Date: Январь, 22, 2010 20:45 (UTC) (Ссылка)
А Вас на фото нету :(
жаль...
biotin From: biotin Date: Январь, 23, 2010 18:15 (UTC) (Ссылка)
в следующем посте, наверно, будет:)
leicacit From: leicacit Date: Январь, 22, 2010 21:00 (UTC) (Ссылка)
Песни не хватает :)

biotin From: biotin Date: Январь, 23, 2010 18:16 (UTC) (Ссылка)
супер! спасибо!
starina_chuk From: starina_chuk Date: Январь, 22, 2010 21:58 (UTC) (Ссылка)
В том числе по Вашей наводке в июне катались на этой узкоколейке.
Погода была отвратная, но зато компания... Вот та самая компания железнодорожников - это просто восторг! Кстати, все они оказались персоналом этого поезда. Два проводника, начальник, электрик, два полицейских... И это все на два вагона! Через пятнадцать минут пути пригласили нас к своему импровизированному застолью, гвоздем которого была бутылка чачи, распиваемая из чарок, вырезанных из пластиковой бутылки. Потом еще на станции какой-то их знакомый канистру вина принес... В общем, Бакуриани стал первым в моей биографии городом, в котором я побывал, но не помню этого. :))) Утрирую, конечно, - просто все там туманом было затянуто - мы даже гор не видели.
А доехали великолепно. Поговорили обо всем, выпили (многократно) "за Грузию, грузин и всех, кто ценит грузинскую красоту". А потом пошли в кабину машиниста, где проехали несколько остановок. Просто фантастика какая-то!
У вас нет случайно каких-то контактов этой железной дороги? А то у меня потерялся листок с адресами ребят, которым я хотел прислать фотографии. :( Помню даже имя машиниста - Отари Хачатурян. Вдруг?.. :)
zzpro From: zzpro Date: Январь, 23, 2010 08:19 (UTC) (Ссылка)
Спрошу брата, у него друг начальник стаций Цеми-Либани (это между Бакуриани и Боржоми)
systemity From: systemity Date: Январь, 23, 2010 02:22 (UTC) (Ссылка)
На этой кукушке я добирался до Бакуриани 55 лет назад. Кукушка была не такая современная, как сейчас. Мы ехали с товарищем. Рядом с нами сидел человек, который вёз ящик цинандали. Наверное в магазин или ресторан. Мы у него купили две бутылки и втроём выпили. Остальную часть пути громко пели.
biotin From: biotin Date: Январь, 23, 2010 18:19 (UTC) (Ссылка)
очень замечательное воспоминание:) спасибо
lyasha From: lyasha Date: Январь, 23, 2010 11:41 (UTC) (Ссылка)
класс!!
cyxymu From: cyxymu Date: Январь, 31, 2010 07:04 (UTC) (Ссылка)
Track This
а моя бабушка родилась в селе Полтавка, что под Сухуми было. ее родителей сослали еще в царской России за какое то восстание. моя прабабушка все по украински говорила, от нее я люблю борщ))
From: malianov Date: Февраль, 8, 2010 13:25 (UTC) (Ссылка)
Спасибо за отличный репортаж!

Если не трудно, запостите, пожалуйста, в ru_uzd.
highlander_ge From: highlander_ge Date: Февраль, 15, 2010 10:26 (UTC) (Ссылка)
У меня в тех краях знакомый гид Дима Шевченко, у него брат Тарас :)))
На дороге вас обманули, проезд Борджоми Ахалцихе стоит 2 лари а со стороный папутки деньги брать было просто безсовестно.
biotin From: biotin Date: Февраль, 15, 2010 22:53 (UTC) (Ссылка)
:)
kaiser_w From: kaiser_w Date: Февраль, 15, 2010 23:33 (UTC) (Ссылка)
Спасибо:) Зафрендил
victogan From: victogan Date: Февраль, 16, 2010 09:10 (UTC) (Ссылка)
Спасибо за отчёт!
А почему на станциях небезопасно выходить?
biotin From: biotin Date: Февраль, 16, 2010 18:29 (UTC) (Ссылка)
Пожалуйста:)
почему небезопасно? Я вроде такого не писала.
norely From: norely Date: Март, 18, 2010 16:33 (UTC) (Ссылка)
Для меня Боржоми-Бакуриани и Кукушка - это воспоминания счастливого детства, когда в Грузию ездила почти каждый год... В Сванетию очень рекомендую съездить в следующий раз! Там прекрасные места.
biotin From: biotin Date: Март, 18, 2010 21:17 (UTC) (Ссылка)
в Сванетию стоит в планах. Жаль это нельзя на майские осуществить. А летом мы все на море стремимся.
Кстати, я у тебя с месяц назад искала фотки церкви в Казбеги и нашла фотки Иры http://norely.livejournal.com/11554.html . Я с ней недавно познакомилась и она мне календарь как раз с этими фотками показывала:)
From: scythian_dead Date: Июль, 23, 2010 15:11 (UTC) (Ссылка)

Бакуриани

Я пытаюсь отыскать сведения о моем прадеде родом из Белорусии, который жил в Бакуриани. Из семейного предания известно, что он был железнодорожник. Я долго думал, как это все относится к Грузии. Теперь понятно, почему. Там же, в Бакуриани родился и мой дед. Но прабабка, бежав оттуда, умалчивала о подробностях, видимо прадед пострадал в революцию. Как узнать о нем, не знаю?

Спасибо за прекрасный отчет о поездке.
800x From: 800x Date: Август, 3, 2013 10:01 (UTC) (Ссылка)
а мы были в Сванетии, а теперь придется ехать в Боржоми))
47 комментариев or Оставить комментарий